Типовые нарушения и необходимые разъяснения для их недопущения

По результатам деятельности в 4 квартале 2019 г. типовыми нарушениями являются:

В сфере средств массовых коммуникаций:

В 2019 году Управлением Роскомнадзора по Ростовской области проведено 271 мероприятие систематического наблюдения в отношении средств массовой информации и организаций телерадиовещения.  В ходе проведения мероприятий в 2019 году выявлено 246 нарушений законодательства в сфере массовой информации и телерадиовещания, составлено более 100 протоколов об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц.

Одним из наиболее распространенных нарушений законодательства в сфере СМИ является невыход в свет (в эфир) более одного года. Статья 16 Закона о СМИ дает учредителю СМИ право по собственной инициативе прекратить деятельность средства массовой информации. Однако, зачастую учредители СМИ не уведомляют регистрирующий орган о прекращении деятельности средства массовой информации. Статьей 15 Закона о СМИ определено, что регистрация средства массовой информации может быть признана судом недействительной, если СМИ не выходит в свет (в эфир) более одного года. В таких случаях Управлением направляется административное исковое заявление в суд о признании регистрации СМИ недействительной. В 2019 году деятельность 243 СМИ была прекращена либо регистрация признана недействительной или утратившей силу, в том числе по решению суда – 51.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий в 2019 году был выявлен целый ряд так называемых «формальных» нарушений. Среди них нарушение порядка объявления выходных данных; не доставление обязательных экземпляров документов; не уведомление регистрирующего органа об изменении периодичности выхода СМИ в свет, изменении максимального объема, изменении адреса редакции либо учредителя СМИ; не предоставление устава редакции или заменяющего его договора в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации. Например, за нарушения порядка объявления выходных данных статьей 13.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Должные лица – главные редактора привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения либо штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. За нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров статьей 13.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафов на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей, а на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей.

В 2019 году выявлялись и более серьезные нарушения, связанные, например, с злоупотреблением свободой массовой информации. Речь идет о распространении материалов, содержащих нецензурную брань (часть 1 статьи 4 Закона о СМИ) и распространении информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (часть 2 статьи 4 Закона о СМИ). В случае распространения материалов, содержащих нецензурную брань, частью 3 статьей 13.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: в отношении должностных лиц штраф в размере от 5000 до 20000 рублей, юридических лиц - от 20000 до 200000 тысяч рублей. В случае же нарушения положений части 2 стати 4 Закона о СМИ частью 2 статьей 13.15 КоАП РФ должностные лица также могут быть привлечены административной ответственности виде штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей, а юридические лица – от 4000 до 50000 рублей.  Обращаем внимание, что на официальном сайте Минюста России опубликован перечень организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации http://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret.

Среди выявленных нарушений в деятельности СМИ следует отметить такие как: изготовление или распространение продукции. не прошедшего перерегистрацию в установленном законом порядке средства массовой информации (часть 1 статьи 13.21 КоАП РФ); непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (статья 19.7 КоАП РФ); непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 19.6 КоАП РФ). Такие нарушения законодательства в сфере СМИ также влекут административную ответственность в виде предупреждений или штрафов. Размеры штрафов варьируются от 300 рублей на должностных лиц по статье 19.6 КоАП РФ, до 20000 – 30000 рублей на юридических лиц по части 1 статьи 13.21 КоАП РФ.

Особое внимание со стороны Управления уделяется соблюдению установленного требований Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный Закон).

Главой 3 Федерального закона регламентирован порядок распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию. За нарушения такого рода, которые также выявлялись в ходе контрольно-надзорных мероприятий, частью 2 статьи 13.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде штрафов в размере от 5000 до 20000 рублей, юридических лиц – от 20000 до 200000 рублей.

Частью 4 статья 12 Федерального закона определено, что знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях. В 2019 году Управлением было возбуждено несколько дел об административных правонарушениях за нарушение данной нормы права. В соответствии с частью 2.1 статьи 13.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц в размере от 3000 до 7000 рублей, а юридических лиц – от 10000 до 50000 рублей.

Помимо наложения административных штрафов законодательством предусмотрены иные пресекательные меры воздействия к нарушителям. Так, статьей 15 Закона о СМИ определено, что регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной судом по заявлению регистрирующего органа, в случае если устав редакции или заменяющий его договор не направлен в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации. Статьей 16 Закона о СМИ определено, что деятельность средства массовой информации может быть также приостановлена судом по заявлению регистрирующего органа в связи с несоответствием распространяемого учредителем (участником) и редакцией средства массовой информации ограничениям, установленным статьей 19.1 Закона о СМИ «Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание». В ходе контрольно-надзорных мероприятий в течение 2019 года, к сожалению, также были зафиксированы.

Еще одно нарушение законодательства в сфере СМИ – несоответствие уставов редакций СМИ требованиям части 2 статьи 20 Закона о СМИ. Как правило, в уставах редакций СМИ не определены или определены не в полной мере полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции,  либо передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы.  Административная ответственность должностных и юридических лиц в таких случаях не предусмотрена. В адреса учредителей и главных редакторов СМИ направляются письма о необходимости доработки уставов редакций.  В целях оказания помощи в разработке уставов с учредителями и редакциям СМИ проводится профилактическая работа.

Наиболее типичные нарушения в сфере телерадиовещания - это несоблюдение объемов вещания, несоблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, нарушения программной концепции вещания, нарушения периодичности и времени вещания. За нарушение лицензионных требований частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривается административную ответственность должностных лиц в размере от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 40000 рублей.

Все нарушения законодательства в сфере средств массовой информации и телерадиовещения связаны, в первую очередь, с тем, что должностные (ответственные) лица не полной мере знают нормы действующего законодательства и /или не умеют их применять на практике.

Управление Роскомнадзора по Ростовской области напоминает представителям редакций СМИ и вещательных организаций о строгом соблюдении требований законодательства Российской Федерации.

 

За разъяснением тех или иных вопросов соблюдения законодательства в сфере СМИ и телерадиовещения предлагаем обращаться в отдел надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Ростовской области по адресу: 344029, г. Ростов-на-Дону, ул. Металлургическая, 113/46 или по телефонам: (863) 285-08-86, 285-08-91, 285-08-89, 285-08-87, а также на адрес электронной почты: 61_onsmk@rkn.gov.ru.

В сфере связи:

По результатам деятельности за 4 квартал 2019 типовыми нарушениями являются:

в сфере использования РЭС и ВЧУ

-  п. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» – нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств (далее - РЭС) и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения – 323 нарушения.

 - п. 5 ст. 22 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» - использование РЭС без записи в реестре зарегистрированных РЭС и ВЧУ – 163 нарушения.

 С порядком оформления разрешительных документов при использовании радиочастотного спектра можно ознакомиться на сайте Управления по адресу: https://61.rkn.gov.ru/directions/gos_uslugi/reg_RES/.

 в сфере электросвязи

-  в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий были выявлены нарушения, типовыми из которых являются - нарушения требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий на сети оператора связи: не соблюдение требований Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538. По результатам планового систематического наблюдения были выявлены нарушения тебований Правил оказания универсальных улсуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241: не установлен таксофон, отсутствует обозначение таксофона информационным указателем не организована точка достпа, в месте установки таксофона и точки доступа отсутствует информирование в порядке, предусмотренном вышеуказанным постановлением.

в сфере почтовой связи

- по результатам рассмотрения поступивших обращений в отношении ФГУП «Почта России» были выявлены нарушения требований Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, типовыми из которых являются: несоблюдение порядка вручения регистрируемых внутренних и международных почтовых отправлений, а также срока их доставки; несоблюдение контрольных сроков пересылки внутренних и международных почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов, нарушение сроков хранения.

Проанализировав полученные данные, считаем необходимым пояснить операторам связи, предоставляющим услуги связи, о необходимости выполнения, как лицензионных условий, так и обязательных требований в области связи.

В сфере защиты персональных данных:

Результаты проведения плановых выездных проверок и мероприятий СН на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных в 4 квартале 2018 года. Типовые нарушения.

Управлением Роскомнадзора по Ростовской области с целью выполнения Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области на 2019 год, утвержденного приказом от 20.11.2018 № 226, в 4 квартале 2019г., было проведено 4 выездных проверки и 6 мероприятий систематического наблюдения на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

По результатам выездных проверок Управлением в действиях операторов, осуществляющих обработку персональных данных, было выявлено 4 нарушения норм законодательства в сфере персональных данных, выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений, протоколы не составлялись.

В рамках проведения мероприятий систематического наблюдения в действиях операторов, осуществляющих обработку персональных данных, было выявлено 2 нарушения законодательства в сфере персональных данных - ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». В адрес операторов, допустивших нарушения, направлены требование выполнения законодательства  Российской Федерации в области персональных данных.

По результатам проведенных в 4 квартале 2019 г. проверок и мероприятий систематического наблюдения типовыми (20% и выше от общего количества нарушений) являются нарушения:

ч. 5  ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: обработка персональных данных избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: непринятие оператором мер по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

Рекомендации по исполнению требований ч. 5  ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: 

Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Рекомендации по исполнению требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: 

В случае, если оператор в сети «Интернет» осуществляет сбор персональных данных (реализована возможность «обратной связи», с необходимостью заполнения, например, таких полей как фамилия, имя, отчество, номер телефона и/или адрес электронной почты и т.д.), то он обязан опубликовать документ, определяющий порядок обработки персональных данных (например, Положение об обработке и защите персональных данных, Политика в отношении обработки персональных данных), а также обеспечить возможность доступа в сети «Интернет» к данному документу.

Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки  персональных данных, размещены на официальном сайте Роскомнадзора по адресу https://rkn.gov.ru/personal-data/p908/.

Время публикации: 20.10.2016 14:08
Последнее изменение: 24.01.2020 12:33