Типовые нарушения и необходимые разъяснения для их недопущения

По результатам деятельности в 4 квартале 2019 г. типовыми нарушениями являются:

В сфере средств массовых коммуникаций:

В 1 квартале  2020 года Управлением Роскомнадзора по Ростовской области проведено 57 мероприятий систематического наблюдения в отношении средств массовой информации и организаций телерадиовещания. 

Всего было выявлено 67 нарушений законодательства в сфере средств массовой информации и телерадиовещания, составлено 33 протокола об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц.

Самым распространенным нарушением законодательства в сфере средств массовой информации продолжает оставаться невыход в свет (в эфир) более одного года. Таких нарушений в 1 квартале 2020 года выявлено 24. Статья 16 Закона о СМИ дает учредителю СМИ право по собственной инициативе прекратить деятельность средства массовой информации. Однако, зачастую учредители СМИ не уведомляют регистрирующий орган о прекращении деятельности средства массовой информации. Статьей 15 Закона о СМИ определено, что регистрация средства массовой информации может быть признана судом недействительной, если СМИ не выходит в свет (в эфир) более одного года. В таких случаях Управлением направляется административное исковое заявление в суд о признании регистрации СМИ недействительной.

Всего в 1 квартале 2020 года деятельность 34 СМИ была прекращена либо регистрация признана недействительной или утратившей силу, в том числе по решению суда – 8.

Еще одно из наиболее распространенных нарушений законодательства в сфере средств массовой информации – нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов. Выявлено 14 таких нарушений. Нарушения такого характера относятся к так называемым «формальным» нарушениям, к которым также относятся нарушение порядка объявления выходных данных; не уведомление регистрирующего органа об изменении периодичности выхода СМИ в свет, изменении максимального объема, изменении адреса редакции либо учредителя СМИ; непредоставление устава редакции или заменяющего его договора в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации. При этом, все т.н. «формальные» нарушения предполагают административную ответственность должностных и юридических лиц.

Например, за нарушения порядка объявления выходных данных в соответствии со статьей 13.22 КоАП РФ должностные лица – главные редактора привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения либо штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. За нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров статьей 13.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафов должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей, юридических лиц (редакции СМИ) – от 10000 до 20000 рублей.

Среди наиболее серьезных, значимых нарушений необходимо выделить нарушения связанные со злоупотреблением свободой массовой информации. В 1 квартале 2020 году таких нарушений было 3. В одном случае было выявлено распространении в средстве массовой информации материалов, содержащих нецензурную брань (часть 1 статьи 4 Закона о СМИ). В двух других – распространении информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (часть 2 статьи 4 Закона о СМИ). В случае распространения материалов, содержащих нецензурную брань, частью 3 статьей 13.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: в отношении должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей, юридических лиц – от 20000 до 200000 тысяч рублей. В случае же нарушения положений части 2 стати 4 Закона о СМИ частью 2 статьей 13.15 КоАП РФ должностные лица могут быть привлечены административной ответственности виде штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей, а юридические лица – от 4000 до 50000 рублей.  Обращаем внимание, что на официальном сайте Минюста России опубликован перечень организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации http://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret.

Особое внимание со стороны Управления уделяется соблюдению установленного требований Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный Закон).

Главой 3 Федерального закона регламентирован порядок распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию. За нарушения такого рода частью 2 статьи 13.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде штрафов в размере от 5000 до 20000 рублей, юридических лиц – от 20000 до 200000 рублей.

В 1 квартале 2020 года в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия в отношении организации, осуществляющей телевизионное вещание, было выявлено одно такое нарушение, суть которого в том, что площадь знака информационной продукции, демонстрируемого на экране в начале трансляции телепрограммы меньше площади знака логотипа телеканала. Кроме того, время трансляции знака информационной продукции было менее 8 секунд. Порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) утвержден приказом Минкомсвязи России от 17.08.2012 № 202.

 В сфере телерадиовещания выявлялись такие нарушения лицензионных требований как: несоблюдение объемов вещания, несоблюдение программной направленности телеканала или радиоканала. За нарушение лицензионных требований частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривается административную ответственность должностных лиц в размере от 3000 до 4000 рублей; юридических лиц – от 30000 до 40000 рублей.

Впервые было выявлено нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» – непредставление или несвоевременное представление лицензиатом сведений (информации) о реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменении его наименования, места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Данное нарушение  предусматривает административную ответственность по статье 19.7 КоАП РФ должностных лиц – от 300 до 500 рублей; юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.

Как правило, нарушения законодательства в сфере средств массовой информации и телерадиовещания связаны, в первую очередь, с тем, что должностные (ответственные) лица не полной мере знают нормы действующего законодательства и /или не умеют их применять на практике.

Управление Роскомнадзора по Ростовской области напоминает представителям редакций СМИ и вещательных организаций о строгом соблюдении требований законодательства Российской Федерации.

 

За разъяснением тех или иных вопросов соблюдения законодательства в сфере СМИ и телерадиовещения предлагаем обращаться в отдел контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Ростовской области по адресу: 344029, г. Ростов-на-Дону, ул. Металлургическая, 113/46 или по телефонам: (863) 285-08-86, 285-08-91, 285-08-89, 285-08-87, а также на адрес электронной почты: 61_onsmk@rkn.gov.ru.

 

В сфере связи:

По результатам деятельности в 1 квартале 2020 г. типовыми нарушениями являются:

в сфере использования РЭС и ВЧУ

-  п. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» – нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств (далее - РЭС) и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения – 323 нарушения.

 - п. 5 ст. 22 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» - использование РЭС без записи в реестре зарегистрированных РЭС и ВЧУ – 163 нарушения.

 С порядком оформления разрешительных документов при использовании радиочастотного спектра можно ознакомиться на сайте Управления по адресу: https://61.rkn.gov.ru/directions/gos_uslugi/reg_RES/.

 в сфере электросвязи

-  в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий были выявлены нарушения, типовыми из которых являются - нарушения требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий на сети оператора связи: не соблюдение требований Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538. По результатам планового систематического наблюдения были выявлены нарушения тебований Правил оказания универсальных улсуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241: не установлен таксофон, отсутствует обозначение таксофона информационным указателем не организована точка достпа, в месте установки таксофона и точки доступа отсутствует информирование в порядке, предусмотренном вышеуказанным постановлением.

в сфере почтовой связи

- по результатам рассмотрения поступивших обращений в отношении ФГУП «Почта России» были выявлены нарушения требований Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, типовыми из которых являются: несоблюдение порядка вручения регистрируемых внутренних и международных почтовых отправлений, а также срока их доставки; несоблюдение контрольных сроков пересылки внутренних и международных почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов, нарушение сроков хранения.

Проанализировав полученные данные, считаем необходимым пояснить операторам связи, предоставляющим услуги связи, о необходимости выполнения, как лицензионных условий, так и обязательных требований в области связи.

В сфере защиты персональных данных:

Результаты проведения плановых выездных проверок и мероприятий СН на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных в 1  квартале 2020 года. Типовые нарушения.

Управлением Роскомнадзора по Ростовской области с целью выполнения Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области на 2020 год, утвержденного приказом от 20.11.2019 № 230, в 1 квартале 2020 г., было проведено 5 выездных проверок и 6 мероприятий систематического наблюдения на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

С целью выполнения Плана проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области на 2020 год, утвержденного приказом от 01.10.2019  № 195, проведена 1 проверка - Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону.

По результатам выездных проверок Управлением в действиях операторов, осуществляющих обработку персональных данных, было выявлено 9 нарушений норм законодательства в сфере персональных данных, выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений, протоколы не составлялись.

В рамках проведения мероприятий систематического наблюдения в действиях оператора, осуществляющего обработку персональных данных, были выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». В адрес оператора направлен запрос.

По результатам проведенных в 1 квартале 2020 г. проверок и мероприятий систематического наблюдения типовым является нарушение:

ч. 5  ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: обработка персональных данных избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

Рекомендации по исполнению требований ч. 5  ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: 

Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Время публикации: 20.10.2016 14:08
Последнее изменение: 27.04.2020 15:50