Типовые нарушения и необходимые разъяснения для их недопущения

Типовыми нарушениями являются:

В сфере средств массовых коммуникаций:

В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) в 3 квартале 2019 года всего выявлено 53 нарушения законодательства в сфере массовой информации и телерадиовещания, из которых 22 нарушения предусматривают административную ответственность должностных и/или юридических лиц.

Наиболее распространенным нарушением законодательства о средствах массовой информации является – невыход в свет (в эфир) более одного года. В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня регистрации средства массовой информации. В случае пропуска этого срока регистрация средства массовой информации признается недействительной судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа. Есть и еще один вариант установленный законодательством: статься 16 Закона о СМИ дает учредителю СМИ право по собственной инициативе прекратить деятельность средства массовой информации. Однако на практике все нередко выглядит совершенно иначе.

 Управлением в третьем квартале было выявлено 25 таких нарушений. В суды было направлено 8 административных исковых заявлений о признании регистрации СМИ недействительной. Прекращена регистрация 16 средств массовой информации (2 - по решению суда , 14 - по решению учредителей).

В течение 3 квартала 2019 года Управлением выявлено 5 нарушений порядка объявления выходных данных (статья 27 Закона о СМИ). Виновные должностные лица Управлением привлечены к административной ответственности в виде предупреждения. Обращением внимание главных редакторов СМИ, что при всей своей на первый взгляд мало значимости, несоблюдение порядка объявления выходных данных, в том числе отсутствие информации либо недостоверная информация, в том числе, о главном редакторе, адресе редакции СМИ или регистрирующем органе, может ввести в заблуждение граждан и ограничить либо лишить гражданина возможности, направить, например, в адрес редакции письмо.   

Несколько сократилось количество нарушений части 2 статьи 11 Закона о СМИ – не уведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации. В 3 квартале таких нарушений было всего 2.

Одним из часто выявляемых Управлением нарушений является нарушение требований Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" – рассылка обязательных экземпляров документов получателям этих документов. Всего в 3 квартале таких нарушений было 8. Данные нарушения допущены как редакциями СМИ (6 нарушений), так и организациями осуществляющими телерадиовещание (2 нарушения). По указанным нарушениям в отношении должностных и юридических лиц составлено 10 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.23 КоАП РФ. В основном такие нарушения связаны с не рассылкой обязательных экземпляров печатных изданий в электронной форме. Обращением внимание должностных лиц, что рассылка обязательных экземпляров документов, в том числе и в электронной форме, не предусматривает каких-либо исключений.

Кроме того, выявлено 7 нарушений статьи 20 Закона о СМИ – уставы редакций СМИ не соответствуют требованиям указанной статьи. В адреса учредителей и главных редакторов СМИ направлены письма о необходимости доработки уставов редакций. Несоблюдение требований к уставам редакций СМИ может в дальнейшем повлечь нарушение прав журналистов. Во избежание этого учредителям и главным редакторам СМИ рекомендуется более ответственно подходить к разработке уставов редакций и предусмотреть в уставах редакций все пункты, указанные в части 2 статьи 20 Закона о СМИ.

Как одно из самых значительных нарушений в сфере СМИ выделяется нарушение статьи 4 Закона о СМИ - злоупотребление свободой массовой информацией. В сентябре текущего года в редакционных материалах сетевого издания «Bloknot» упоминалась организация, которая была признана экстремистской решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 и внесена в перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». При этом в тексте статьи не содержится указания на то, что деятельность этой организации запрещена на территории Российской Федерации. В отношении редакции СМИ и главного редактора составлены протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 13.15 КоАП РФ, протоколы находятся на рассмотрении в мировом суде. На официальном сайте Минюста России опубликован перечень организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации http://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret.

 Еще одно серьезное нарушение требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" выявлено в деятельности регионального обязательного общедоступного телеканала «ДОН 24». 1 сентября 2019 года в эфире телеканала  «ДОН 24» транслировалась телепередача «Все культурно». Передача, которая представляет собой обзор предстоящих культурных событий в г. Ростове-на-Дону, ориентирована на аудиторию старше 12 лет. Об этом свидетельствует размещенный  в начале трансляции знак информационной продукции «12+». При этом один из анонсов передачи был посвящен спектаклю «Волшебная страна» ростовского «Театра 18+». Уже само название театра говорит, на какую возрастную категорию нацелены его постановки. Это подтвердила и выложенная на официальном сайте театра информация. Согласно ей названный выше спектакль имеет возрастное ограничение «18+».  Однако это прошло мимо внимания редакции телеканала. В итоге объявленная редакцией общая возрастная маркировка программы «Все культурно» «12+»  ввела в заблуждение телезрителей, т.к. одно из анонсируемых в ней мероприятий выходит за пределы детского возраста и рассчитано явно на взрослую аудиторию..

  За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2.1 статьи 13.21 КоАП РФ. Поскольку «ДОН 24» является региональным СМИ, протоколы были составлены на редакцию ГУП РО «Дон-медиа» и главного редактора телеканала. Мировым судом юридическое лицо и должностное лицо привлечены к административной ответственности в размере 20000 рублей и 5000 рублей соответственно.  

Организации, осуществляющие телевизионное и радио вещание на территории Ростовской области, также допускают нарушения действующего законодательства, как в сфере средств массовой информации, так и в сфере телерадиовещания. В 3 квартале 2019 года нарушений в сфере телерадиовещания было 4, из которых 3 – несоблюдение объемов вещания и 1 – несоблюдение периодичности и времени вещания. По всем нарушениям были составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц, по одному из них судом вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения, 7 протоколов находятся на рассмотрении в судах.

Всего в 3 квартале 2019 года в отношении виновных должностных и юридических лиц составлен 31 протокол об административных правонарушениях.

Управление Роскомнадзора по Ростовской области напоминает представителям редакций СМИ и вещательных организаций о строгом соблюдении требований законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций.

За разъяснением тех или иных вопросов соблюдения законодательства в сфере СМИ и телерадиовещения предлагаем обращаться в отдел надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Ростовской области по адресу: 344029, г. Ростов-на-Дону, ул. Металлургическая, 113/46 или по телефонам: (863) 285-08-86, 285-08-91, 285-08-89, 285-08-87, а также на адрес электронной почты: 61_onsmk@rkn.gov.ru. 

В сфере связи:

По результатам деятельности за 3 квартал 2019 типовыми нарушениями являются:

в сфере использования РЭС и ВЧУ

-  п. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» – нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств (далее - РЭС) и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения – 323 нарушения.

 - п. 5 ст. 22 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» - использование РЭС без записи в реестре зарегистрированных РЭС и ВЧУ – 163 нарушения.

 С порядком оформления разрешительных документов при использовании радиочастотного спектра можно ознакомиться на сайте Управления по адресу: https://61.rkn.gov.ru/directions/gos_uslugi/reg_RES/.

 в сфере электросвязи

-  в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий были выявлены нарушения, типовыми из которых являются - нарушения требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий на сети оператора связи: не соблюдение требований Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538. По результатам планового систематического наблюдения были выявлены нарушения тебований Правил оказания универсальных улсуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241: не установлен таксофонотсутствует обозначение таксофона информационным указателем не организована точка достпа, в месте установки таксофона и точки доступа отсутствует информирование в порядке, предусмотренном вышеуказанным постановлением.

в сфере почтовой связи

- по результатам рассмотрения поступивших обращений в отношении ФГУП «Почта России» были выявлены нарушения требований Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, типовыми из которых являются: несоблюдение порядка вручения регистрируемых внутренних и международных почтовых отправлений, а также срока их доставки; несоблюдение контрольных сроков пересылки внутренних и международных почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов, нарушение сроков хранения.

Проанализировав полученные данные, считаем необходимым пояснить операторам связи, предоставляющим услуги связи, о необходимости выполнения, как лицензионных условий, так и обязательных требований в области связи.

В сфере защиты персональных данных:

Результаты проведения плановых выездных проверок и мероприятий СН на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных в 4 квартале 2018 года. Типовые нарушения.

Управлением Роскомнадзора по Ростовской области с целью выполнения Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области на 2019 год, утвержденного приказом от 20.11.2018 № 226, в 3 квартале 2019 г., было проведено 5 выездных проверок и 8 мероприятий систематического наблюдения на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. С целью выполнения Плана проведения плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области на 2019 год, утвержденного приказом от 26.09.2018    193, проведена 1 проверка - Администрации Заветинского района Ростовской области.

По результатам выездных проверок Управлением в действиях операторов, осуществляющих обработку персональных данных, было выявлено 7 нарушений норм законодательства в сфере персональных данных, выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений, протоколы не составлялись.

В рамках проведения мероприятий систематического наблюдения в действиях операторов, осуществляющих обработку персональных данных, было выявлено 2 нарушения законодательства в сфере персональных данных - ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». В адрес операторов, допустивших нарушения, направлены требование выполнения законодательства  Российской Федерации в области персональных данных.

По результатам проведенных в 3 квартале 2019 г. проверок и мероприятий систематического наблюдения типовыми (20% и выше от общего количества нарушений) являются нарушения:

ч. 5  ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: обработка персональных данных избыточных по отношению к заявленным целям их обработки. 

ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: в поручении (тексте договора) на основании которого оператор поручает обработку персональных данных другому лицу не определена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, не указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

ч. 7  ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: непредставление в уполномоченный орган сведений о прекращении обработки персональных данных или об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных.

ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: непринятие оператором мер по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

Рекомендации по исполнению требований ч. 5  ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: 

Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Рекомендации по исполнению требований ч. 3  ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»:

Включать в поручение (в текст договора), на основании которого оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указывать требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». 

Рекомендации по исполнению требований ч. 7  ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: 

В случае изменения сведений, указанных в ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

Рекомендации по исполнению требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: 

В случае, если оператор в сети «Интернет» осуществляет сбор персональных данных (реализована возможность «обратной связи», с необходимостью заполнения, например, таких полей как фамилия, имя, отчество, номер телефона и/или адрес электронной почты и т.д.), то он обязан опубликовать документ, определяющий порядок обработки персональных данных (например, Положение об обработке и защите персональных данных, Политика в отношении обработки персональных данных), а также обеспечить возможность доступа в сети «Интернет» к данному документу.

Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки  персональных данных, размещены на официальном сайте Роскомнадзора по адресу https://rkn.gov.ru/personal-data/p908/.

Время публикации: 20.10.2016 14:08
Последнее изменение: 11.10.2019 08:16