gerb

Управление Роскомнадзора по Ростовской области

Не доводите себя до слез

16 марта 2009 года


К сожалению, многие учредители и руководители СМИ не прислушиваются к рекомендациям, продолжая относиться к разработке уставов формально и расценивая требование о предоставлении его в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода СМИ в свет (в эфир) как причуду чиновников. Это показала и последняя, февральская проверка 98 средств массовой информации, вышедших в свет (в эфир) более трех месяцев назад. Выявлено 42 редакции, не имевших уставы. К какому в прямом смысле плачевному результату может привести отсутствие устава редакции или наличие устава, не соответствующего требованиям ст. 20 Закона РФ о СМИ, показывает следующая конфликтная ситуация.
Несколько лет назад две подруги выступили соучредителями периодического печатного издания «Умный журнал для хороших родителей Деточки». Через некоторое время они поссорились. Одна из соучредителей, понимая, что рано или поздно надо будет «разводиться», втайне от другого учредила, зарегистрировала и выпустила в свет новый журнал «Деточки - они такие разные, но всегда прекрасные», сохранив в новом названии СМИ логотип слова «Деточки» таким, каким он использовался в названии СМИ «Умный журнал для хороших родителей Деточки».
Когда тайное стало явным, то есть, когда вместо СМИ «Умный журнал для хороших родителей Деточки» в свет был выпущен журнал «Деточки - они такие разные, но всегда прекрасные», другой соучредитель, также втайне от бывшего коллеги, выступила учредителем и зарегистрировала в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (г. Москва) федеральный журнал под названием «Деточки», и тоже решила сохранить в названии журнала логотип слова «Деточки», используемый в СМИ «Умный журнал для хороших родителей Деточки».
Кто прав? Как в таких случаях можно «развестись» мирно? Только на основе устава редакции, в котором, в соответствии со ст. 20 Закона РФ о СМИ, должны быть определены взаимные права и обязанности учредителей, редакции, главного редактора, основания прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации, передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей. Однако в уставе редакции периодического печатного издания «Умный журнал для хороших родителей Деточки» ни одно из перечисленных выше положений прописаны не были.
Не имея возможности разойтись с миром на основании устава редакции, бывшие соучредители пришли в Управление, со слезами на глазах жаловались друг на друга, просили помочь разобраться в сложившейся ситуации, рассудить, оставили заявления со взаимными обвинениями в нечестности, в распространении недостоверных сведений друг о друге, в присвоении одной из конфликтующих сторон интеллектуальной собственности другой и т.д. А одна из них потребовала от Управления не допустить выпуск в свет журнала «Деточки» с логотипом, схожим до степени смешения с логотипом журнала «Деточки - они такие разные, но всегда прекрасные».
Управление ответило заявителям и информирует учредителей и руководителей средств массовой информации о том, что Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и его территориальные органы, в том числе Управление Россвязькомнадзора по Ростовской области, осуществляют надзор за соблюдением Закона РФ о СМИ и не уполномочены контролировать и регулировать взаимоотношения соучредителей СМИ, а также рассматривать и проверять достоверность тех или иных сведений, распространяемых одним из соучредителей в отношении другого.
Что касается требования одной из конфликтующих сторон не допустить выпуск журнала с логотипом «Деточки», схожим до степени смешения с логотипом «Деточки», используемым в названии журнала «Деточки - они такие разные, но всегда прекрасные», сообщаем следующее. Статьей 3 Закона РФ о СМИ цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц государственных органов предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей не допускается.
Вот такая трудноразрешимая ситуация, созданная самими соучредителями средства массовой информации. Выводы делайте сами, уважаемые учредители и руководители СМИ. Для Управления этот конфликт - еще один повод сказать вам: не доводите сами себя до слез, подходите к разработке устава редакции или заменяющего его договора со всей серьезностью, направляйте их копии в регистрирующий орган, как того требует ст. 20 Закона РФ о СМИ, не позднее трех месяцев со дня первого выхода СМИ в свет (в эфир). Только в этом случае Управление сможет оказать Вам помощь - проанализировать предоставленные устав редакции или заменяющий его договор и при выявлении несоответствия требованиям ст. 20 Закона РФ о СМИ возвратить на доработку с соответствующими разъяснениями и рекомендациями.

Адрес статьи: http://61.rkn.gov.ru/news/news4631.htm