Типовые нарушения и необходимые разъяснения для их недопущения

Типовыми нарушениями являются:

В сфере средств массовых коммуникаций:

В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) в 2018 году всего выявлено 247 нарушений законодательства в сфере массовой информации и телерадиовещания, в 2017 году - 277. Снижение количества нарушений стало возможным благодаря проведенным профилактическим мероприятиям с представителей СМИ и телерадиовещательных организаций. 

Самым распространенным нарушением законодательства о средствах массовой информации является – невыход в свет (в эфир) более одного года, было выявлено 102 таких нарушения. В суды было направлено 58 административных исковых заявлений о признании регистрации СМИ не действительной. В 2018 году по решению судов прекращена деятельность 23 СМИ. Деятельность 54 СМИ была прекращена по решению учредителей СМИ.

В течение 2018 года Управлением выявлено 22 нарушения объявления выходных данных (ст. 27 Закона о СМИ).

Управление обращает особое внимание представителей редакции периодических печатных изданий на соблюдение требований по доставке обязательных экземпляров документов, в том числе в электронной форме. Указанные требования определены в ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». В 2018 году было выявлено в общей сложности 29 нарушения указанного Федерального закона.

Кроме того, выявлено 5 нарушений Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: отсутствие знака информационной продукции в публикуемых программах теле- и радиопередач; отсутствие знака информационной продукции в каталогах (афишах) зрелищных мероприятий, опубликованных в средствах массовой информации, несоответствие знака информационной продукции в транслируемом художественном фильме знаку информационной продукции, указанному в прокатном удостоверении к этому фильму. 

Кроме того, выявлено 6 нарушений выборного законодательства в период проведения выборных кампаний 2018 года. Нарушения заключались в проведении предвыборной агитации вне агитационного периода и в нарушении порядка опубликовании (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Выявлено 3 нарушения ст. 4 Закона о СМИ – злоупотребление свободой массовой информации. Среди них: 2 нарушения – распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена; 1 нарушение – использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих нецензурную брань. 

В 2018 году выявлено 10 нарушения лицензионных требований, допущенных вещательными организациями, а именно: несоблюдение объемов вещания, нарушение периодичности и времени вещания, несоблюдение требования о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала, несоблюдение программной направленности телеканала или радиоканала и нарушение порядка объявления выходных данных.

 

В отношении виновных должностных и юридических лиц в 2018 году составлено 110 протоколов об административных правонарушениях. 

В сфере связи:

По результатам деятельности за 3 квартал 2018 типовыми нарушениями являются:

-  в фере использования РЭС и ВЧУ: несоблюдение условий использования радиочастотного спектра (использование РЭС без разрешительных докуметов) и правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (использование незарегистрированных РЭС гражданского назначения). Таким образом, были выявлены нарушения ч. 5 ст. 22 и ч. 1 ст. 24 Федерального  закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

 С порядком оформления разрешительных документов при использовании радиочастоного спектра можно ознакомится на сатйе Управления по адресу: https://61.rkn.gov.ru/directions/gos_uslugi/reg_RES/.

- в сфере электросвязи: в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий были выявлены нарушения, типовыми из которых являются - нарушения требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий на сети оператора связи: не соблюдение требований Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538.

- в сфере почтовой связи: по результатам рассмотрения поступивших обращений в отношении ФГУП «Почта России» были выявлены нарушения требований Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, типовыми из которых являются: несоблюдение порядка вручения регистрируемых внутренних и международных почтовых отправлений, а также срока их доставки; несоблюдение контрольных сроков пересылки внутренних и международных почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов.

Проанализировав полученные данные, считаем необходимым пояснить операторам связи, предоставляющим услуги связи, о необходимости выполнения, как лицензионных условий, так и обязательных требований в области связи.

В сфере защиты персональных данных:

Результаты проведения плановых выездных проверок и мероприятий СН на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных в 4 квартале 2018 года. Типовые нарушения.

 

Результаты проведения плановых выездных проверок и мероприятий СН на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных в 4 квартале 2018 года. 

Управлением Роскомнадзора по Ростовской области с целью выполнения Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области на 2018 год, утвержденного приказом от 16.11.2017 № 232, в 4 квартале 2018 г., было проведено 5 выездных проверок и 6 мероприятий систематического наблюдения на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

По результатам выездных проверок Управлением в действиях операторов, осуществляющих обработку персональных данных, было выявлено 6 нарушений норм законодательства в сфере персональных данных, выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений, протоколы не составлялись.

В рамках проведения мероприятий систематического наблюдения в действиях операторов, осуществляющих обработку персональных данных, было выявлено 3 нарушения законодательства в сфере персональных данных. В адрес операторов, допустивших нарушения, направлены требования выполнения законодательства  Российской Федерации в области персональных данных.

По результатам проведенных в 4 квартале 2018 г. проверок и мероприятий систематического наблюдения типовыми (20% и выше от общего количества нарушений) являются нарушения:

ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: непринятие оператором мер по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

ч. 5  ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: обработка персональных данных избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

ч. 1  ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: обработка специальных категорий персональных данных за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных».

Рекомендации по исполнению требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»:

В случае, если оператор в сети «Интернет» осуществляет сбор персональных данных (реализована возможность «обратной связи», с необходимостью заполнения, например, таких полей как фамилия, имя, отчество, номер телефона и/или адрес электронной почты и т.д.), то он обязан опубликовать документ, определяющий порядок обработки персональных данных (например, Положение об обработке и защите персональных данных, Политика в отношении обработки персональных данных), а также обеспечить возможность доступа в сети «Интернет» к данному документу.

Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки  персональных данных, размещены на официальном сайте Роскомнадзора по адресу https://rkn.gov.ru/personal-data/p908/.

Рекомендации по исполнению требований ч. 5  ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»:

Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Рекомендации по исполнению требований ч. 1  ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»:

Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных».

Время публикации: 20.10.2016 14:08
Последнее изменение: 15.02.2019 10:00